25.11.2025
Навык готовиться и писать проверочные работы
Умение готовиться и писать проверочные работы — это не врожденный талант. Это такой же навык, как чтение или решение задач: его можно осваивать, тренировать и поддерживать.
У большинства ребят трудности появляются не на самой контрольной, а намного раньше — на этапе подготовки.
Ребёнок не понимает, с чего начать, что важно, а что не очень.
Мы, учителя, часто отдаем тактическую подготовку на откуп родителям, но на самом деле ребёнку нужна поддержка и в школе, и дома. Просто разная.
В школе:
Полезно показать детям, что подготовка — это не одна огромная задача, а цепочка маленьких шагов.
Особенно важно в 5−6 классах (хотя и в 8−9 актуально) проговорить содержание работы:
📌какие темы войдут,
📌какие типы заданий встретятся,
📌по каким критериям всё будет оцениваться,
📌на что стоит обратить внимание при повторении.
Хорошо вместе сделать несколько похожих заданий и спросить, что получилось легко, а где возникли вопросы.
Вместо короткой записи «подготовка по материалам триместра» лучше дать понятный и конкретный маршрут, перекликающийся с тем, что обсуждалось в классе:
💡вот перечень тем;
попробуй отметить те, в которых уверен (можно ориентироваться на предыдущие работы);
💡выбери темы, где есть сомнения — их можно повторить по учебнику, конспекту или презентации;
💡засеките 40 минут (или на 5 меньше реального времени работы) и сделайте тренировочную работу;
💡посмотри: что успел? где «застрял»?
💡повтори материал именно в тех местах, которые вызвали трудность.

Что это даёт ребёнку?
⭐️ощущение предсказуемости → меньше тревоги,
⭐️чувство контроля и уверенности,
⭐️навык планирования: «разбить большой пирог на маленькие кусочки»,
⭐️навыки самопроверки и самооценки,
⭐️первые шаги к учебной самостоятельности: ребенок учится готовиться сам, используя предложенный маршрут.

Дома родителям важно не "натаскивать", а создать условия, в которых ребенок сможет собраться, успокоиться и почувствовать поддержку.

Накормить вкусно, чаю предложить, поговорить и вовремя спать уложить, по возможности снять с ребёнка часть домашних задач на время подготовки.

О чем поговорить?
❤️Я понимаю, контрольная — это непросто.
❤️ Давай подумаем, что может помочь тебе не волноваться на контрольной.
❤️О том как справиться с трудностями:

🕊️Если это позволяет задание — начни с того, что знаешь.
🕊️Не нужно пытаться успеть сразу всё — двигайся постепенно, от задания к заданию.

Мы настраиваем ребёнка на конкретные, спокойные действия, учим как избежать волнения.

🎉И еще дома важно отметить успех после написания контрольной, даже самый маленький!

Вместо вопроса «Ну что ты получил?» или «Ну как ты написал?»
спросить
❤️"Что у тебя получилось?"
❤️ «Какие задания для тебя оказались проще, а какие сложнее?»
❤️ «Что помогло тебе справиться с заданиями?»

Фразы вроде «как это можно было не написать?!», «от тебя такого не ожидала" — исключаем полностью.
А вот фраза «в кого ты такой» может жить только в формате восхищения:
«В кого ты такой умный и красивый?»

Отмечать усилия — крайне важно.
Контрольная — это всегда маленькая инициация: чуть страшно, чуть волнительно.

Но ребёнок делает шаги вперёд, и это важно замечать:
«Ты постарался вот тут и вот тут — и это круто!»

Если что-то не получилось — это не повод ругать.
❗️❗️Ошибка — нормальная часть обучения.
Можно мягко обсудить не саму ошибку, а план развития навыка:
что ещё стоит потренировать и как это сделать.
Это поддерживает важное ощущение:
«Я могу. Я расту. Я учусь не только предмету, но и понимать себя».

Всем нам — учителям и родителям полезно опираться на сильные стороны ребёнка:
«Я вижу, что у тебя отлично получаются схемы — это поможет и в задачах, и в сочинении, и в эксперименте».

Поддержка через сильные стороны работает всегда.


Литература:
  1. Асмолов А. Г, Бурменская Г. В, Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы / Пер. с англ. / Б. Фурман. — Москва: Альпина, 2016.
  3. Поливанова К. Н. Проблемы мотивации учения. Возрастной аспект // Журнал Сибирского федерального университета. 2012. № 5(11). С. 1560−1570.
Made on
Tilda